Повышение проходимости автомобиля – процесс бесконечный даже у владельцев таких могучих внедорожников, как Nissan Patrol. Что делать, если лифта подвески и установки 36-х колес уже недостаточно, а превращать машину в неприспособленного для повседневной езды монстра еще не хочется? Ответ нашли в компании "Большое Колесо".
Сначала все шло как обычно – "гражданский" Nissan Patrol Y61, последний из настоящих рамных полномостовых "Патрулей" с трехлитровым дизелем, постепенно, но неумолимо превращался в аппарат для клубных выездов и экспедиций. Силовой обвес от ARB, багажник, пороги – без этого "стандартного" оборудования сегодня… и за хлебом не ездят! В переднем бампере поселилась мощнейшая лебедка WARN 12000 с принудительным воздушным охлаждением, сзади – "девятитысячная" COMEUP. Шноркель Safari, рация СВ-диапазона, стационарная пневомсистема с компрессором и ресивером, веткоотбойники и дополнительный свет, тридцать шестые "симексы", защита днища и рулевых тяг – в таком виде этот Nissan Patrol впервые приехал в компанию "Большое колесо". Тут поменяли на более "короткие" главные пары и поставили переднюю блокировку ARB с пневмоприводом. Работы выполнили качественно, однако "Патруль" вскоре вернулся. Что-то не так? Дело в том, что на очередных покатушках выяснилось, что его запросто объезжают легкие УАЗ Hunter! Тяжелый автомобиль просто проваливался там, где грунт еще держал отечественных покорителей бездорожья. Такое мало кому понравится – надо что-то делать, но что? Но так, чтобы сохранить максимальный комфорт перемещения по дорогам, более-менее цивилизованный вид, возможность быстро и без проблем преодолевать многие сотни километров по асфальту. Специалисты "Большого колеса" предложили максимально эффективное, но щадящее решение – установку бортовых редукторов.
Восток - Запад
По этому пути шли многие... но многие же и возвращались – зарубежные редукторы непомерно дороги, а таких гарантий надежности, которых требуют привычные нам условия эксплуатации, не предоставляют. Однако ничто не мешает взять лучшие западные решения и... улучшить их еще! Образцом послужил продукт известнейшей марки TIBUS. Немецкий бортовой редуктор был разобран на элементарные составляющие, придирчиво изучен, после чего были изготовлены первые опытные образцы, усиленные относительно немецкого "исходника" примерно в два раза. Но результат конструкторов "Большого колеса" не устроил. Обратились к "советским" источникам – редуктора от трактора "Беларусь" выдерживают и полутораметровые колеса на куда более тяжелой технике, жаль, "Патрулю" не подходят. В результате объединили все лучшее с запада и востока – прочнейший вал привода ступицы взяли от МТЗ, а подшипники и сальники подобрали импортные. Редуктор выполнен в оригинальном стальном корпусе с усиленными крышками, так же как и "Тибус" он двухпоточный, то есть крутящий момент передается сдвоенными шестернями, а это дополнительная гарантия того, что узел не развалится на жестком бездорожье.
Передаточное отношение бортовых редукторов выбиралось так, чтобы "Патруль" не потерял в скорости на асфальте. 1:1.325 – сравнительно скромно, ведь на машине уже, как мы помним, стоят "короткие" главные пары. Вообще передаточное отношение можно варьировать в зависимости от поставленных задач. Для подобных Nissan Patrol автомобилей достаточно будет 1:1.1 – 1:1.5 – если больше, то машина превратится в "черепаху".
Одно из достоинств бортовых редукторов от "Большого колеса" – они не требуют переделки собственно мостов, на них встают стандартные тормозные диски и суппорты "Патруля". Соответственно, и снять их, вернув машину к стандарту, не составит большого труда. Чтобы "два раза не вставать", все чертежи и документацию в "Большом колесе" сразу подготовили для серийного производства, так что редуктора для Nissan Patrol Y61 можно просто заказать в компании, а установить самостоятельно или в любом профильном сервисе. Цена комплекта – около 420 000 рублей, что с учетом обесценивания "деревянного" гораздо дешевле, чем заказывать из-за границы.
Колеса внизу и наверху
Колесные редукторы позволили установить шины INTERCO Super Swamper Irok размерностью 39.5X13.50-16LT, ходовую часть под них пришлось немного "достроить". Установили тюнинговые регулируемые тяги Панара, удлиненные пружины и амортизаторы Iron Man, необходимый для сохранения управляемости кастор-кит. Чтобы уменьшить нагрузку на подшипники и не слишком расширять колею, диски подобрали с максимально возможным плюсовым вылетом. Большие, тяжелые шины не слишком хорошо балансируются – чтобы избежать вибраций и "пляски" руля в руках, установили два усиленных рулевых демпфера, один вместо стандартного, а другой – прямо на рулевую сошку. Тормоза остались "родные", их вполне хватает даже для более чем трехтонной с учетом силового обвеса машины. А вот запаску пришлось разместить на верхнем силовом багажнике – ни одна "калитка", а тем более дверь, не выдержит такого веса. Вместо запаски на правой багажной двери закреплена лестница, но, честно говоря, сложно представить, как это тяжеленное запасное колесо затаскивают наверх.
Пролетел и пополз
Садясь, вернее, взбираясь за руль монстра с "тридцать девятыми" катками, я ожидал управляемости "Белаза" и такой же скорости. Каково же было мое удивление, когда "Патруль" уверенно и относительно бесшумно пошел на разгон. Сами редукторы работают тихо, немного гудит только резина, но тут без компромиссов не обойтись. В остальном "Ирок" при всех его очевидных оффроудных достоинствах неплох и на асфальте. Прежде чем мы добрались до песчаного карьера, я успел разогнаться до 120 км/ч и не оглох. Легкая вибрация на руле чувствуется в районе 70–80 км/ч, однако к 90–100 км/ч пропадает. Крейсерская скорость около 110 км/ч – вполне достаточно, учитывая, во что превратилась машина. Управляемость мало отличается от стандартной, разве что широченная, похожая на арочную резина не слишком устойчива в асфальтовой колее. Но асфальт по боку, главное – вне дорог, и здесь "Патруль" творит чудеса.
Очень тяжелая, чего уж греха таить, машина за счет широкого пятна контакта не тонет в рыхлом песке и не проваливается в грязи. Если стравить давление, "Патруль" вообще ползет, как на гусеницах. Кстати, конструкцией редукторов от "Большого колеса" предусмотрена возможность установки централизованной автоматической подкачки, нужно только подсоединить шланги, и наш герой наверняка скоро обзаведется этой системой. Единственной преградой для меня стал крутой сыпучий склон – я заехал только до половины: дизельный мотор раскручивается плохо, если сцепных свойств резины не хватает, такие препятствия возьмешь только с разгона. Но зато как мягко, буквально по-кошачьи, "ступает" Patrol по колдобинам – такого комфорта вне дорог я еще не испытывал.
Честно говоря, я был так впечатлен, что с удовольствием поставил бы колесные редукторы себе, ведь на моем внедорожнике мосты тоже "патрулевские", правда, от первого поколения. Но это не страшно – по словам конструкторов, "по накатанной" разработка редукторов для любого внедорожника, хоть для УАЗа, займет не более двух месяцев. Сейчас в "Большом колесе" готовят бортовые редукторы для Toyota Land Cruiser, так что ждите следующей "серии".