"Полный привод 4x4": Вместо лыж

 

 

 

Хорошо жить в деревне, а если к ней дороги нет, так и еще лучше – спокойно, тихо, чужие не шастают, вот только и самому не добраться, особенно зимой, когда снега наметет выше пояса и даже трактор не проедет. Что делать? Вставать на лыжи! А лучше поставить стандартную «Ниву» на уазовские редукторные мосты и обуть в пневматики. Именно так и поступили специалисты фирмы «Большое колесо», выполняя пожелание заказчика.

Здравствуй, "Нива", прощай ЗиЛ
В небольшой деревеньке на границе Тульской и Калужской областей когда-то было восемьдесят дворов, осталось двенадцать. Колхоз давно умер, местных нет, живут одни дачники. Раз пахать и сеять некому, то и трактору неоткуда взяться, в любой сезон рассчитывать можно лишь на собственные силы, а они не бесконечны. Да и непрерывная борьба с природой и капризной техникой в конце концов надоедает, хочется решить проблему одним махом и навсегда забыть о пеших переходах от дороги до дома в снегу по пояс, о часах, проведенных в обнимку с лопатой. А еще – о капризном 131-м ЗИЛе, заводившемся в тридцатиградусный мороз только после долгих шаманских плясок с бубнами. Просто приехать из города, перегрузить привезенное с собой в вездеход и через полчаса оказаться возле родной теплой печки. Машину хотелось легкую и комфортную, а раз под рукой оказалась классическая «Лада-21213», из нее и решили строить маленького монстра на «арктиктрансовских» шинах низкого давления.

На 40-х катках
Не секрет, что стандартная «Нива», с независимым передком и несущим кузовом, базирующаяся на агрегатах легковушки, слабовата для серьезных дел, так что всю подвеску и часть трансмиссии до раздатки пришлось выкинуть. К лонжеронам приварили мощную раму из П-образного швеллера (ее поперечины послужили дополнительной опорой коробке передач), а уже на ее основе сконструировали пружинную подвеску. Продольные рычаги и тяги Панара взяли от UAZ Hunter, передний и задний карданы тоже стандартные уазовские, а вот над военными редукторными мостами пришлось поколдовать, чтобы с маленьким 1700-кубовым нивовским движком вездеходу и тяги хватало, и скорость хотя бы 60 км/ч можно было поддерживать. Главные пары в мостах были заменены. Вместо стандартных 1:2.77 были утановлены 1:4 от трактора МТЗ. Общее передаточное число мостов получилось 1:7.8 – для огромных 40-дюймовых колес в самую пору, а чтобы «Нива» не боялась диагоналки (хотя вывесить машину с почти метровыми ходами подвески очень сложно), в мосты поставили самоблоки нижегородского производства. Степень блокировки около 90% – чтобы и на рельефе помогало, и трансмиссию не порвало. На обоих мостах стандартные задние пружины от «Шнивы» и амортизаторы, тормоза оставили уазовские барабанные, главный тормозной цилиндр тоже УАЗ, вакумник – «Нива», а вот колесные диски особенной конструкции, специально под пневматики, с бедлоками с обеих сторон. «Нивы» последних выпусков оснащаются гидроусилителем, возможностей его насоса хватает, чтобы проворачивать даже такие большие колеса, только сам исполнительный механизм пришлось поменять на уазовский. Бамперы заменили швеллерами, к новой раме спереди прикрутили лебедку, и все – можно покорять снега и болота, не особенно пугаясь дефицита запчастей, ведь основной принцип постройки – максимальная простота, доступность и стандартность деталей.

Не рыть, а утаптывать
В отличие от «Хантера» на мостах от ГАЗ-66 с БТРовскими колесами (об этой машине производства компании «Большое колесо» мы писали в «ПП4х4» № 12 за 2012 г.), ощущения от езды на перестроенной «Ниве» отнюдь не грузовые. Она идет гораздо мягче – меньше неподрессоренные массы, легче сама машина, да и колеса служат дополнительными амортизирующими элементами. Рабочее давление пневматиков колеблется от 0,4 атм. для твердых грунтов, 0,3–0,2 атм. для мягких до 0,15 атм. для снега и болота – под колесо можно спокойно положить руку, повреждений не будет.

В глубоком снегу машина утаптывает себе колею примерно 30 см глубиной, но если спрыгнуть с порога в целину – сразу проваливаешься по пояс. Передвигаться в таких условиях приходится на понижайке – моторчик все же слабоват, но рельефные препятствия с демультипликатором берутся без проблем. Колесные арки срезаны, шины прикрыты алюминиевыми расширителями, а мосты так сильно сдвинуты к краям кузова, что ограничений по углам въезда/съезда просто не существует, удлинение базы лишь добавило стабильности в поведении машины – клиренс такой, что под ней можно свободно пройти на четвереньках. Я попытался вывесить одно из колес, но так и не нашел подходящего бугра, а валить «Ниву» в глубокий овраг с почти вертикальными стенками не решился.

Даже скучновато было ехать по снежной равнине без всякой надежды застрять, но ведь именно этого и хотел заказчик! «Нива», преображенная в «Большом колесе», стала для него тем самым желанным «оружием последнего километра», с помощью которого удалось разрубить гордиев узел проблем доезда. Причем затраты на постройку составили около 300 000 рублей – дешевле, чем купить хороший снегоход, а пользоваться машиной можно круглый год без ограничений и с гораздо большим комфортом.

Пути и сообщения

Хозяин «Нивы» Валерий Павлович Мальцев – профессор-консультант в Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС). Он хорошо знаком с бездорожьем на Ямале. Там Валерий Павлович сталкивался с проблемами посерьезней: проложить несколько сотен километров железной дороги в условиях вечной мерзлоты – задача сложнейшая и практически не решаемая, но стране нужен газ, а значит, решать все же пришлось. О том, как прокладывали рельсовый путь на хитрой слоеной подложке высотой до 12 м, способной выдержать девять месяцев заполярной зимы, сохранить под собой холод и не кануть в размерзшееся болото коротким, но жарким северным летом, можно написать целую книгу. А еще одну про то, как, добираясь до построенного своими руками вдвоем с женой деревенского дома, изъездили три «Нивы», Jeep Cherokee, и два Chevrolet Tracker. История для вымирающих деревень средней полосы вполне обычная: подъезда нет, кое-какая дорога проложена лишь до ближайшей церкви, от нее пешком до дачи 800 м, но через глубокий овраг, где летом болотце, а зимой снега выше пояса, – иногда приходилось и по-пластунски ползти, ноги-то не вытащишь. Объезд на машине – километра два краем леса, сухим летом пройдет и легковушка, но как дождь или снег – зови соседей с лопатами, а для гарантии сразу трактор из соседней деревни за 12 км. Бывало, что и он застревал. Купили старенькую «Шишигу», но снега зимой наметает столько, что она садилась на брюхо – опять лопата! Попробовали ЗИЛ-131 – в большинстве случаев выручал, но какой ценой – приезжаешь за 200 км из Москвы уставший и еще часа полтора бегаешь вокруг него, пытаясь оживить мотор на морозе, да и тяжел больно. В конце концов, так все надоело, что захотелось снять проблему раз и навсегда, вот и появилась в хозяйстве эта «Нива». Раньше соседи, едва завидя профессорскую машину, всей деревней торопились с лопатами на выручку, а теперь всех выручает Валерий Павлович. Нужно подвезти от оставленной у дороги машины продукты или добраться до сельпо – есть в деревне подходящие колеса. К тому же супруги любят ходить по грибы да ягоды и нынешним летом собираются разведать на своем вездеходе самые труднодоступные и богатые места тихой охоты.

Спецификация монстра

  • Двигатель
    Рабочий объем 1,69 л, мощность 80 л. с., крутящий момент 127,5 Нм
  • Трансмиссия
    Общее передаточное отношение в мостах 1:7.8. Дополнительно установлены самоблокирующиеся дифференциалы НИРФИ
  • Подвеска
    Пружинная собственной конструкции на самодельной раме из П-образного швеллера; редукторные мосты; продольные рычаги, тяги Панара, передний и задний карданы – все УАЗ
  • Тормоза
    Барабанные тормозные механизмы и главный цилиндр – все УАЗ
  • Колеса
    Шины сверхнизкого давления Belshina «Арктиктранс» Бел-79 размерностью 16,5–18, диски с бедлоками
  • Экстерьер
    Силовой обвес в виде швеллеров спереди и сзади
  • Прочее
    Лебедка SuperWinch, исполнительный механизм гидроусилителя руля – УАЗ
Фото в превью: